+7(999)69-11111

Шелуженко Елена Владиславовна

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 16 имени 339 Ростовской стрелковой дивизии»
Должность: Директор

Елена Владиславовна Шелуженко - директор муниципального бюджетного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 16 имени 339 Ростовской стрелковой дивизии», расположенной в Первомайском районе. Отличается целеустремленностью и упорством. К людям требовательна, но справедлива. Поощряет творческий поиск и разумную инициативу. Любит детей, считая профессию учителя самой важной на Земле. За достигнутые успехи награждена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Почётной грамотой Управления образования г. Ростова-на-Дону и Благодарственными письмами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

Детство

Елена Владиславовна родилась 11 февраля 1969 года в хуторе Вербовый Лог Дубовского района Ростовской области. В детстве, совсем еще маленькой, любила играть в «школу». Рассаживала вокруг себя кукол и начинала урок: «Сегодня, дети, мы будем изучать азбуку. Скажи, Маша, какие буквы ты знаешь? Ага, опять не выучила урок, - вздыхает. – Придется вызвать в школу твоих родителей. - Смотрит в чистые голубые глаза маленькой кукольной ученицы. – Ты плачешь? Не плачь, сегодня я тебя прощаю. Но знай, уроки надо учить всегда! Иначе зачем же их задают?»

Такая детская игра – не случайность. Елена росла в семье педагогов. Начиная от прадеда в ней все были учителями, вернее, почти все. В каждом правиле, как известно, бывают исключения. Вот и отец Елены Владиславовны Владислав Яковлевич Дмитриенко выбрал другую профессию. Смеясь, он говорил дочери: «Не всем дано учить других, дочка. Здесь ведь особый талант нужен, педагогический».

В чем заключается этот талант она поняла много позже, став педагогом. А в детстве она лишь подражала маме Александре Михайловне и бабушке, преподававшим в местной Вербовологовской школе. Именно туда в 1975 году и пошла учиться Елена Владиславовна.

 

Школа

- Мне повезло, - вспоминает Шелуженко те годы, - моей первой учительницей стала Александра Пантелеевна Лященко. Удивительно добрая и умная женщина. Кажется, ей одного взгляда было достаточно, чтобы понять: кто готов к уроку, а кто нет. Она чутко улавливала настроение детей. Старалась создать в классе такую атмосферу, чтобы нам нравилось приходить в школу и учиться. Ведь как известно, кто любит науки, тот не видит скуки.

И Елена Владиславовна начинает развивать мысль о том, что учеба «из-под палки» не бывает эффективной. Что настоящий педагог должен уметь

создавать на уроках творческую атмосферу. Тогда и учителю урок в радость, и ученикам.

Сама Шелуженко училась с желанием. Школу окончила с золотой медалью. И когда получала в руки заветный аттестат, твердо знала, что жизнь ее будет связана только с педагогикой. Единственное, что не давало покоя – какую специализацию выбрать. Сначала хотела стать учительницей начальных классов. Потом, после раздумий и бесед с родителями, остановилась на биологии и химии. «Это, - поясняет с улыбкой, - мои любимые предметы. Вот и решила совместить их изучение с познанием тонкостей педагогики».

Пути-дороги

Учиться она поступила на факультет биологии и химии Ростовского государственного педагогического института. В 1989 году, ещё будучи студенткой, проходила практику учителем биологии и химии в родной Вербовологовской средней школе. Не изменила ей и после успешного окончания в 1990 году института. Елену все устраивало в стенах хуторской школы. И сложившийся педагогический коллектив, и учебная нагрузка. Так бы, наверное, и продолжалась ее жизнь, если бы однажды на ее пути не повстречался бравый офицер–ракетчик Владимир Шелуженко, пленивший своей улыбкой и рассказами о путешествиях по стране.

- Наверное, это была любовь с первого взгляда, - вспоминает Елена Владиславовна. – И к счастью, взаимная. А дальше – свадьба, переезд к месту службы мужа в Вологодскую область. Один гарнизон, другой…

Шелуженко старалась быть хорошей боевой подругой своему мужу. Но вместе с тем, она стремилась продолжать педагогическую

деятельность. Сидеть дома и воспитывать только собственных детей – не ее стихия.

- Куда бы мы не переехали, - рассказывает о прошлом, - я везде находила работу. Чаще в гарнизонных школах, иногда – в местных. Мне хотелось профессионально расти. И любую возможность, которую давала жизнь, я старалась использовать по максимуму.

В 2002 году мужа Шелуженко перевели в Ростов-на-Дону. В семье уже росла дочь Ирина, а в трудовой книжке Елены Владиславовны, значились десять лет трудового стажа. Была она уже опытным педагогом, а потому без труда нашла себе новую работу - пошла преподавать биологию в среднюю школу № 104. Впрочем, проработала в ней недолго – подвернулась вакансия учителя химии в школе № 91 им. М. А. Шолохова. Ее и заняла. Условия там оказались более подходящими для Елены Владиславовны.

Через несколько лет Шелуженко назначили завучем по учебно-воспитательной работе. А потом, победив в открытом конкурсе на замещение вакансии директора, перешла работать в среднюю общеобразовательную школу № 113. Это была последняя ступенька перед назначением ее директором школы №16 имени 339-ой Ростовской стрелковой дивизии.

Случилось последнее в августе 2011 года.

Директорские будни

С чего начать работу в новом качестве? Этот вопрос уже не раз вставал перед Шелуженко. Но до назначения директором школы уровень ее ответственности был сравнительно небольшим. Став же, став руководителем большого педагогического коллектива, она чуть ли не физически ощутила

многократно возросший груз ответственности. Ведь именно она отвечала теперь за все, что происходило в школе. И именно от нее в первую очередь зависело приумножит ли школа свои успехи.

Начала с того, что познакомилась со всеми учителями, побеседовав с каждым в отдельности. При этом обязательно спрашивала новых коллег: что нужно сделать в первую очередь, чтобы повысить эффективность учебного процесса. Ответы, на удивление, часто совпадали. Большинство педагогов обратили внимание Елены Владиславовны на необходимость улучшения материально-технической базы: здание школы нуждалось в ремонте, а для организации инновационного обучения требовались новые компьютеры, интерактивные доски, современное лабораторное оборудование. Во всем этом в «шестнадцатой» чувствовалась нужда. Да и сам подход к учителю хотелось бы изменить. Задавленному отчетами, составлением планов ему некогда было думать о творчестве.

Все это дало Шелуженко пищу для размышлений. Конечно же, на тот момент у нее уже была своя программа действий, с которой выходила на конкурс. Однако общение с людьми заставило внести в намеченное коррективы.

С тяжелыми думами она поехала в отдел образования Первомайского района. В том, что касается ремонта школы и новой компьютерной техники без помощи «сверху» было не обойтись. Правда, внесли свою лепту в решение проблем и родители. Они помогли сделать в классах ремонт, купить новую мебель. И ведь изменилась школа, заиграла свежими красками, повеселела. А с ней и педагоги, школьники повеселели.

Так постепенно, шаг за шагом Елена Владиславовна решала давно стоявшие перед коллективом проблемы.

- Но главное-то все-таки, - делает в рассказе паузу, - качество образования. Надо было настроить учителей на работу с детьми, разжечь у детей желание учиться.

Шелуженко задумывается. Вспоминает как трудно было изменить сложившийся в школе стереотип работы. Жить по шаблону, по инерции – особенность нашего времени. То ли всеобщая компьютеризация нас так изменила, то ли ускорившийся темп жизни. И не хватает времени остановиться, посидеть, подумать. А без творческого подхода к обучению детей о высоких результатах нечего было и мечтать.

О привнесении в процесс обучения детей элементов творчества, игры, состязательности она говорила учителям почти на каждом педсовете. И обязательно приводила примеры удачных методических находок, называла лучших, поощряла их премиями. А еще Шелуженко постаралась максимально освободить учителей от всякого рода отчетов, взяв большинство из них на себя и завучей.

- Учителя должны думать, в первую очередь, об уроках, - говорит убежденно, - а то, что их заставляют писать многочисленные отчеты – это нонсенс.

Но, конечно же, полностью бумажной бюрократической отчетности не избежать. Слишком уж много возникает в жизни школы ситуаций, когда «бумажка» - единственная защита учителя от административной и уголовной ответственности. Однако уменьшив второстепенную нагрузку на педагогов, Елена Владиславовна добилась своего – успехи учащихся заметно

повысились. И теперь ученики «шестнадцатой» все чаще становятся победителями и призерами различных конкурсов и олимпиад. В том числе и всероссийского масштаба.

И еще об одном направлении работы педколлектива «шестнадцатой» хочется рассказать. Особое место отводится здесь военно-патриотической работе. По этому направлению школа – лучшая в регионе. На ее базе был создан первый в городе юнармейский отряд. Здесь великолепный музей, посвященный 339-ой стрелковой дивизии, сформированной на Дону. Целенаправленно ведется поисковая работа. Чуть ли не ежемесячно проводятся встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. А все потому, поясняет Шелуженко, что военно-патриотическое воспитание нравственно обогащает молодых людей, является важнейшей духовной составляющей их личности. И это мнение директора, как убедился, в школе разделяют практически все ее коллеги.

В заключение беседы прошу Елену Владиславовну назвать формулу ее успеха.

- Она проста, - улыбается Шелуженко, и ее красивое слегка вытянутое лицо от улыбки делается еще привлекательнее. – Я люблю учиться! И как ни странно, жажда новых знаний с возрастом не проходит. А еще я стараюсь никогда не падать духом. Как говорят военные, если дух слаб, то не помогут ни приемы рукопашного боя, ни оружие. И ведь на собственном опыте убедилась – они правы. Без веры в себя и упорства цели не достигнешь. Особенно, если она масштабна и амбициозна.

Александр АГАФОНОВ