+7(863)296-0-111

Микова Ирина Юрьевна

Место работы: Отдел образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
Должность: Начальник

Ворошиловский район Ростова-на-Дону в полной мере можно считать «территорией образования» донской столицы. Это самый большой район по численности населения и, конечно, по числу детей. Здесь 41 образовательное учреждение: 18 школ, 21 детский сад и два учреждения дополнительного образования. Это более двадцати с половиной тысяч школьников, десять с половиной тысяч малышей — воспитанников детских садов. Руководит этим большим и сложным хозяйством опытный педагог и администратор Ирина Юрьевна Микова.  И первый вопрос в интервью с ней — о пути в профессию.

- В моем случае он был достаточно сложным. Вплоть до окончания школы я выбирала между двумя полярными профессиями: мне хотелось стать либо инженером, как папа, либо учителем, как моя родная тетя Татьяна Федоровна Повалюхина, которая проработала больше сорока лет в ростовской школе (затем гимназии) № 36. Еще школьницей я часто бывала на разных мероприятиях, куда меня приглашала тетя. Мне  нравилась ее работа, наверное этот фактор и стал решающим. Выбор был сделан в сторону педагогики.

Далее _ обычный путь в профессию. Поступила в педагогическое училище. Первый диплом _ учитель начальных классов. Первая школа — 69-я, на улице Ленина (сегодня это лицей). Там проработала четыре года. Познакомилась с будущим мужем, он тоже педагог. Больше 15 лет отдала работе в 36-й гимназии. Была учителем начальной школы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Затем возглавила отдел образования Ворошиловского района Ростова-на-Дону.

На сегодняшний день мой педагогический стаж составляет тридцать с лишним лет, и я ни разу не пожалела о том, что выбрала именно эту профессию.

- У каждого человека есть в жизни кто-то особенный, кого называют Учителем с большой буквы, наставником...

- Конечно, и в моей жизни есть такой замечательный человек, первый наставник, во многом определивший взгляды на педагогику. Это Любовь Григорьевна Андреева (бывший завуч в школе № 36). Она принимала меня на педагогическую практику, а когда я пришла работать, передавала мне знания, умения, опыт. Я очень благодарна этому человеку. Сейчас Любовь Григорьевна на пенсии, но мы по-прежнему дружны, время от времени встречаемся.

- Что для вас означает профессия педагога?

- Хороший педагог во все времена напоминает Вячеслава Тихонова в роли учителя Мельникова в культовом фильме «Доживем до понедельника». Это человек, который авторитетен среди учеников и коллег, компетентен в рамках своего предмета. И еще важная черта педагога — стремление самому узнавать новое, учится наравне с учениками. Ведь стыдно не тогда, если чего-то не знаешь, а тогда, когда не стремишься этого узнать. Отсюда и главный принцип педагогики: надо не давать рыбу, а удочку. Научить ребенка всему, что может пригодиться ему в жизни, попросту невозможно. Заложить в детском характере любознательность, тягу к знаниям — это главная задача педагога и в школьном, и в дошкольном возрасте.

Быть хорошим специалистом непросто в любой отрасли. А педагогу профессия дается особенно трудно потому, что она предполагает огромный объем личного общения с детьми и взрослыми. При этом надо стараться не привносить свои личные проблемы в образовательный процесс, и наоборот. Недаром существует термин «эмоциональное выгорание». Это профессиональный недуг учителей.

- Педагогика — это строгий шаблон или вольное творчество?

- Рамки в любом случае должны быть. Но, не столько ограничивающие, сколько дисциплинирующие. Кодекс общечеловеческих ценностей, культура поведения — все это должно прививаться ребенку с младых ногтей. Но и любой учитель имеет право на индивидуальный подход к ребенку. Своя «изюминка» должна быть в каждом учителе: в его личности, или в особенностях преподавания его предмета. Это та самая «вишенка на торте», которая делает профессию творческой.

- Чем примечательна система образования в Ворошиловском районе Ростова?

- Это спальный район, причем самый крупный в городе. Здесь проживают люди самых разных профессий, социального положения и достатка. Но любой родитель заинтересован, чтобы его ребенок мог получить в образовательном учреждении максимальные возможности для своего развития. Очень многое делается в сфере цифровизации.

Мы первыми в городе перешли на единый формат сайтов образовательных учреждений. Это действенный инструмент общения между школой и родителями учеников, предполагающий плотный контроль за учебой ребенка, его внешкольными занятиями.

Мы также участвуем в многофункциональном проекте «Мобильная электронная школа». Он позволяет на современном уровне организовывать не только классно-урочную систему, но и полезен с точки зрения обучения детей на дому.

Но, при очевидной необходимости и полезности профессии цифровизации, живое общение учителя с учеником является важным условием образовательного процесса. Только общаясь с педагогом, ребенок учится массе вещей. Он вырабатывает морально-нравственную позицию, образец поведения. Мы много рассказываем детям о траекториях развития. Во время одной из профильных смен, которые были организованы в районе в период летнего отдыха, смены медиа-клуба «Школа лидера», ребята учились брать интервью у людей, добившихся успеха. И главный вопрос был: как вы этого достигли, каков ваш путь? Современных детей интересует путь построения личностного вектора, а подсказать и направить может только самый близкий после родителей человек: школьный учитель.

- А какие проекты сейчас наиболее актуальные для школ Ворошиловского района?

- В течение последних двух лет мы увлеченно участвуем в федеральном проекте «Школьная лига РОСНАНО». Это образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного. Непосредственными участниками проекта в этом учебном году стали около 670 наших детей.

Специфика федерального проекта состоит в том, что 350 детей по всей России, которые показывают самые лучшие результаты, приглашаются в две проектные смены, проходящие в разных точках страны. В прошлом году у нас был один победитель — Кирилл Кабаргин из 102-го лицея, он поехал во Владивосток. В этом году у нас  21 финалист. Часть из них побывали в Ханты-Мансийске, другая часть поехала в Артек. А двое ребят представляли свои итоговые работы лично куратору проекта Анатолию Чубайсу.

Это практический пример, когда дети и родители видят, что можно добиться выдающихся результатов только хорошей учебой, трудолюбием и прилежанием,  без материальных затрат. Дети уже строят планы, чтобы стать победителями в следующем году и поехать на юбилейную смену в Санкт-Петербург.

- Если говорить о проблемах, какие они?

- Большая проблема с реализацией поручения Президента по переходу работы школ в односменный режим. У нас 12 школ из 18-ти работают в двухсменном режиме, а число учеников ежегодно прирастает на 500-900 человек. Для обеспечения такого перехода разработана «Дорожная карта» со сроком действия до 2025 года. Предусмотрено перераспределение территорий, закрепленных за учреждениями образования, перепрофилирование и оптимизация использования кабинетов, хозяйственных и административных помещений, расширение площадей действующих общеобразовательных организаций. А в более отсроченной перспективе, конечно, надо думать о строительстве новых школ. 

Сейчас на повестке дня - капитальный ремонт детского садика «Медвежонок», в котором ранее располагалось управление социальной защиты населения. Было принято решение после ремонта вернуть детсад в систему образования Ворошиловского района.

Еще одна актуальная проблема — кадровая. Учительство взрослеет, в профессию приходит мало молодежи. Причина в невысоких зарплатах, которые не оправдывают высоких эмоциональных затрат. Мы стараемся поднять престиж и заинтересованность профессией. В прошлом году создали районный Клуб молодых педагогов.

- Приходят ли в профессию мужчины?

- Они есть, конечно. В прошлом году учитель истории и естествознания Алексей Наволоцкий (из нашей 118-й гимназии) стал победителем городского конкурса «Педагогический дебют». Учитель начальных классов 82-й школы Дмитрий Александрович Александров приглашен читать лекции в педагогический колледж. Хотелось бы видеть больше мужчин в нашем педагогическом коллективе.

- Расскажите о себе. Продолжают ли ваши дети профессию педагога?

- У меня две дочери, обе уже взрослые. Они не стали учителями, и я, пожалуй, не жалею, что они выбрали свой путь в жизни. В педагогической профессии остается мой муж, так что нашу семью можно назвать учительской.

Свободного времени при напряженном графике работы не очень много. Я люблю все виды рукоделия. Плету, вяжу, вышиваю бисером. В теплое время года обожаю работать на даче. Ухаживать за растениями для меня способ эмоционального умиротворения.

Семейный отпуск проводим с мужем. Путешествуем по России на машине. В прошлом году через Волгоград поехали в Астрахань. В городе на Волге посещали матчи чемпионата мира по футболу. В Астрахани была просто фантастическая рыбалка. Впечатлений набрались надолго. В России есть места, где можно замечательно отдохнуть.

Потихонечку изучаем Старую Европу. Недавняя поездка была в Прагу. Еще не реализованная мечта — посетить одну их восточных стран, Китай или Вьетнам.

Но вырваться далеко от Ростова получается только летом, когда в школах каникулы. Такова специфика профессии. Начинается новый учебный год, и снова напряженная работа, которая давно уже стала главным содержанием жизни.

 

Александр Оленев

Редакция 2019 года