+7(999)69-11111

Матросова Светлана Владимировна

Место работы:
Должность:

Светлана Владимировна Матросова – очень интересный, запоминающийся человек с удивительной, насыщенной всевозможными событиями биографией.Она педагог не только по образованию, но и по призванию.С1999 по 2010 год работала учителем русского языка и литературы в ростовской средней школе № 1 на 1-ой Советской улице. В 1998 году приехала в Ростов-на-Дону из Армении, где провела всю свою сознательную жизнь. Там на границе с Турцией, в 40 километрах от Еревана, есть небольшой городок, раньше, до 1992 г., он назывался Октемберян, ещё раньше, до 1932 г., – Сардарапат (ныне город Армавир). Вблизи современного города расположены руины древнего Армавира – первой столицы Армянского царства. В Октемберян семья Светланы Владимировны переехала в 1958 г., когда ей было 11 лет – училась в пятом классе. Отец был военнослужащий, кстати, родом из Ростовской области – родился в армянском селе Крым, сам – армянин по национальности, Владимир Георгиевич Асланян. Мама – русская, Вера Фёдоровна Артемьева. Отец со своей матерью и братом из села Крым переехали в Ростов.

Служил Владимир Георгиевич в разных регионах Советского Союза: в Средней Азии (Туркмения), Закавказье.  Кстати, Светлана Владимировна родилась в Ашхабаде 7 мая 1947 года. Из Туркмении отца вначале перевели в Грузию, город Гори, затем – в Армению: города Эчмиадзин, Арташат. Кстати, в Эчмиадзине Светлана пошла в школу, в первый класс. В Октемберяне задержались надолго: если раньше отец служил в гарнизонах и воинских частях, то здесь перешёл в военкомат. Училась Светлана в октемберянской русской школе – окончила в 1966 г. и поступила в Ереванский государственный педагогический институт русского и иностранных языков имени В. Я. Брюсова на филологический факультет. В то время это был очень престижный, известный на всю страну ВУЗ: здесь преподавала очень хорошая профессура, знания давали студентам весьма глубокие, можно сказать фундаментальные.

Светлана, ещё учась в школе, решила для себя, что будет учительницей, мечтала о преподавательской работе. Причём, – именно русского языка и литературы. Даже не думала ни о какой другой профессии. Хотя, казалось бы, в семье не было учителей и в роду – тоже, брать пример было не с кого. Отец – военный, мать – медик. Тем не менее, девочка избрала именно профессию педагога. Наверное, это было в характере. Она всегда была лидером, заводилой в детских играх. Играла тоже в учительницу и учеников. Учениками, естественно, были сверстники. На выбор будущей профессии повлияла и первая учительница Светланы в октемберянской русской школе Вера Алексеевна Юшкова, преподававшая русский язык и литературу с 5 по 11 классы. Она-то и зародила в душе девочки любовь к русскому языку и литературе, к учительской профессии вообще. Потому что сама очень любила своё дело, преподавала самозабвенно, от всей души. Была педагог по призванию, причём той, старой эпохи. Сумела передать свою любовь к предмету многим ученикам, в том числе и Светлане: уроки её были очень интересными, запоминающимися, ученики просто заслушивались её. Вера Алексеевна говорила очень красиво, прекрасно знала свой предмет. Светлана Владимировна до сих пор вспоминает её добрыми словами.

Помимо русского языка и литературы Светлана очень любила ещё два предмета: биологию и химию. Так, что даже колебалась поначалу, какой науке в будущем посвятить свою жизнь: русскому языку и литературе или биологии? Окончательный выбор всё-таки остановила на русском языке и литературе, хотя и биологию с химией не забывала.

В детстве Светлана никому не уступала и ни перед чем не пасовала, ни перед какими трудностями и препятствиями. И спуску не давала обидчикам. Вероятно, такой боевой характер достался ей по наследству от отца – военного, да и армянская кровь брала своё. Иной раз, по признанию Светланы Владимировны, даже с мальчишками приходилось драться – по-настоящему, кулаками, до крови. И увлечения были чисто мальчишеские: Светлана, росшая среди солдат, рано пристрастилась к занятиям спортом, повторяла армейские упражнения на турнике, на других спортивных орудиях. Заступалась за младшего брата Александра, если его обижали в ребячьей компании. Светлана водила дружбу в основном с мальчишками и вела себя как «пацанка».

В классе тоже лидировала, была пионервожатой в младших классах, секретарём комсомольской организации, а потом, после окончании школы, – внештатным инструктором райкома комсомола. Когда вступила в партию и работала сначала завучем, а потом директором школы – была секретарём партийной организации. Потом, в период «перестройки», во второй половине 1980-х годов, когда в Армении возобновила легальную деятельность Армянская революционная федерация – «Дашнакцутюн», запрещённая в 1920 г., Светлана Владимировна положила на стол партбилет и вышла из коммунистической партии. По своим идейным соображениям. Так прямо и сказала: «Нет, мне с партией не по пути!» Это был мужественный шаг в то время.

Светлана с первого же курса задумалась о месте, где будет работать после учёбы: конечно же, ей хотелось быть преподавателем в родной школе – единственной русской школе в Октемберяне. Для того, чтобы забить себе место, она, параллельно с учёбой в пединституте на заочном отделении, устроилась работать в своей школе библиотекарем.

На третьем курсе института Светлана создала собственную семью. Со своим будущим мужем познакомилась ещё в 1958 году, в пятом классе октемберянской школы. Это был мальчик из её класса Виктор Матросов, с которым она подружилась. Впоследствии дружба переросла в крепкую любовь. Будущий муж тоже был студентом третьекурсником – учился в московском институте связи. Когда Светлана заканчивала педагогический институт, у неё уже был сын – родился в 1970 году.   

В 1971 г., после окончания института, – получила первый свой класс в октемберянской школе. Работала преподавателем русского языка и литературы. Как вспоминает Светлана Владимировна, трудностей в работе у неё никогда не было. Она легко влилась в учительский коллектив, с первых дней на преподавательском поприще справлялась со своими обязанностями, находила общий язык с учениками. Наверное, потому что старалась себя поставить на одну ступеньку с ними. В беседе высказала интересную и неожиданную мысль: «Кто такой преподаватель?.. Это ж не просто – он учит, а сколько он сам учится у детей?! Очень многому, это же обоюдный процесс, наверное. А как можно иначе понять ребёнка?»

О карьерном росте Светлана Владимировна даже не думала, просто любила свою профессию и старалась привить эту любовь детям. Неожиданно, в 1978 году, ей предложили должность зауча в школе, где она работала учителем. В это же время Светлана Владимировна вступила в коммунистическую партию – не секрет, что тогда должности подобного уровня могли занимать только члены КПСС. Она год проработала завучем, затем её назначили директором. Школа была большая, на 1500 учеников, элитная. Огромное, светлое современное здание со всеми лабораториями, бытовыми помещениями – четыре корпуса. Светлана Владимировна была единственной женщиной, занимающей должность директора школы во всём Октемберяне, в остальных городских школах директора были мужчины. Три года руководила она этим общеобразовательным учреждением, но не прекращала и преподавательскую практику – продолжала вести уроки русского языка и литературы. Признаётся, что повышение не прибавило трудностей в её работе. Директорство давалось ей легко, ведь она была в своей родной школе. Она сама училась в ней, потом работала преподавателем. Став директором, она всё равно осталась в своём коллективе. Только как бы поменялись местами с учителями. Раньше они учили её, теперь она сама возглавила коллектив. В этом, наверное, и была основная трудность. Говорит, что нужно отдать дань пониманию этих людей, которые увидели, что пришёл молодой директор и надо помогать ей в работе, а не плести какие-то мелочные интриги. Затем, по семейным обстоятельствам, ей пришлось уйти с директорской должности, – но работать учителем русского языка и литературы продолжала. Кстати, ещё будучи директором школы, ей поступило предложение занять место 3-го секретаря райкома партии, но Светлана Владимировна отказалась и от этого заманчивого предложения. И не потому, что боялась не справиться, а просто встала перед выбором: карьерная партийная лестница либо – семья. И она, не задумываясь, выбрала последнее.

В 1996 году Светлану Владимировну постигло страшное несчастье: умер от рака муж, Виктор Антонович. Последнее время он работал в погранотряде инженером связи. После его смерти Светлане Владимировне тоже предложили место в этом погранотряде – инструктором по работе с семьями военнослужащих. Положение в Армении в это время было непростое: во всю пылал, набирая обороты, межнациональный конфликт с соседним Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, экономическая ситуация в республике ухудшалась, и Светлана Владимировна приняла предложение работать в воинской части, продолжая занимать должность преподавателя в своей школе. По её признанию, на одну учительскую зарплату – на те несчастные «драмы», армянские деньги, которые она получала – ей было очень трудно прожить с двумя детьми.

В 1998 году Светлана Владимировна переехала в Ростов-на-Дону, принялась искать работу – конечно же, по специальности. Хоть с работой в то трудное, переломное время в стране было не просто. Зашкаливала безработица, работающим месяцами не выплачивали зарплату, многим – смешно и горько вспоминать! – отдавали зарплату так сказать «натурой», то есть невостребованной продукцией предприятий. В стране вовсю свирепствовал экономический кризис. Тем не менее, Светлане Владимировне повезло, в газете она увидела объявление о том, что в среднюю общеобразовательную школу № 1 требуется учитель русского языка и литературы. Было это в декабре 1998 г. Не задумываясь, пошла, – её приняли. Школа № 1 не в пример прежней, октемберянской, – небольшая, всего 700 с лишним учеников. Светлана Владимировна вышла на работу после зимних каникул, преподавала в одном из девятых классов. Затем её прежний класс слили с параллельным девятым – из них ушло много учеников. И в результате ей достался очень трудный класс, так что она, проработавшая уже и завучем и директором, впервые упала духом. По воспоминаниям Светланы Владимировны, она приходила домой в скверном настроении, в отчаянии бросала сумку и говорила дочери: «Всё, ухожу из школы, больше я там работать не буду!» Такой сложный был класс. Светлана Владимировна сравнивала: «В Армении отношение к учителю было совсем другое. Учитель – это образец… для подражания! А здесь я увидела такое, что у меня просто волосы дыбом вставали. Потому что, о каком уважении могла идти речь, когда ученики тебя игнорируют, в полном смысле этого слова. У них учителя менялись, как перчатки… именно учителя русского языка и литературы. Ученики позволяли себе очень многое. Я иной раз садилась за учительский стол в начале урока, смотрела на них и думала: а что ещё они могут придумать? К примеру, был у меня ученик, который мог во время урока встать и, не спрашивая разрешения, выйти из класса, потом без разрешения зайти».

Долгое время шла такая борьба между учителем и учениками. Потом на каком-то этапе то ли они поняли что-то… то ли повзрослели, но взаимоотношения улучшились. Светлана Владимировна, которая была к тому же и классным руководителем у своих подопечных, не изменилась совершенно, она осталась всё та же. Но ученики на уроках стали вести себя гораздо тише, внимательно слушали, что говорит учительница, но когда доходило дело до опроса – это было всё...  Ничего не хотели делать. А потом постепенно всё наладилось, вошло в своё русло. До сих пор они поддерживают дружеские отношения: бывшие «трудные» ученики регулярно приходят к своей учительнице, поздравляют с днём рождения, дарят цветы. Это был первый выпуск Светланы Владимировны – 2001 год, и самый запоминающийся.

Сейчас Светлана Владимировна на заслуженном отдыхе – из школы ушла в 2010 году, – но и на пенсии не сидит, сложа руки, продолжает заниматься репетиторством, всё так же обучает детей. Ведь у неё богатая практика и опыт работы преподавателя, обширные знания по русскому языку и литературе. Она несколько критически относится к современным изменениям в школьной программе по литературе. Считает, что не нужно было убирать из программы, к примеру, романы «Молодая гвардия» Федеева, «Как закалялась сталь» Островского, на которых дети учились добру, справедливости и патриотизму, брали пример с главных героев.

Светлана Владимировна очень любит читать художественную литературу. Да ведь это и понятно – основной предмет, который она преподавала многие годы. В Армении, в Октемберяне, у неё была замечательная, обширная библиотека, которую она, перед переездом в Ростов-на-Дону, буквально со слезами на глазах отдавала в библиотеку погранотряда, где в то время работала. Собирала она её можно сказать по крупицам, гордилась ею, всё время пополняла новинками. Собирала не только художественную литературу, но и книги, необходимые для работы: учебники, всевозможные пособия и методички, специальную литературу, критику. Любимые писатели – Лев Толстой, Иван Тургенев. Ученикам настоятельно советовала обязательно прочитать роман Толстого «Война и мир», по её мнению, в нём великий классик русской литературы отвечает на многие вопросы, которые злободневны и в наши дни.

Помимо чтения Светлана Владимировна обожает цветы, и не обязательно, чтобы ей дарили – сама покупает, любит животных: кошек, собак. У неё в квартире восемь лет прожила очень красивая, белая персидская кошка Мими. Светлана Владимировна любит ходить пешком по улице – очень много гуляет. К тому же она страстная рыбачка – любит рыбную ловлю, и у неё это очень хорошо получается. Она частенько ездит на рыбалку с сыном Антоном. Дочь Ирина тоже любительница рыбной ловли. Прямо – семья рыболовов! Светлана Владимировна может встать в пять часов утра, и весь день простоять с удочкой на берегу реки. И нисколько не устаёт при этом. Особенно запоминаются картины пробуждающейся природы: туман над рекой, восход солнца, тишина, душевный покой и умиротворение. Иной раз на крючок попадается крупная, килограмма на полтора, рыбина. Однажды, подобный речной тяжеловес сорвался с крючка почти у самой воды, так что наши рыболовы едва успели подхватить её руками. «Чуть ли не грудью падали на эту рыбу! – со смехом рассказывает Светлана Владимировна. – Господи, столько крику было…»

Она считает, что всего, чего хотела, – в жизни достигла: и в семье, и на работе. Чего только может человек желать – всё в её жизни осуществилось. «Нужно любить людей, любить жизнь!» – не устаёт повторять Светлана Владимировна. И это не просто слова. В жизни у каждого человека бывает всякое… В 1976 году, после рождения третьего ребёнка, она тяжело заболела, так что отец привёз её на лечение в Ростов – он уже уехал к тому времени из Армении. Светлана Владимировна еле выжила, но ребёнка потеряла. Поэтому и любит жизнь: ведь уже смотрела однажды в лицо смерти! Она горячо убеждена: любишь ты жизнь, любишь людей, – и к тебе стократно это будет возвращаться! Ты помог и тебе обязательно кто-нибудь поможет, не оставит в беде. На таких принципах она воспитана с детства, на том и стоит.

 

Павел Малов,

член Союза писателей России