+7(863)296-0-111

Лут Валентина Алексеевна

Место работы: МОУ СОШ № 8 г. Миллерово
Должность: Директор

«Посеешь характер – пожнешь судьбу»

Почетный работник  общего образования Российской Федерации Валентина Алексеевна Лут работает директором МОУ СОШ № 8 г. Миллерово. Уже более десяти лет она руководит этим старейшим на Дону учебным образовательным учреждением, отметившим в 2013 году свое 75-летие. И хотя авторитет школы был высок еще до ее прихода, с именем Валентины Алексеевны связан ряд важнейших преобразований, в результате которых старая школа обрела вторую молодость – современные, хорошо оснащенные учебные классы, дружный педагогический коллектив, умеющий и в новых условиях успешно решать сложные задачи.

Для подчиненных Лут старается быть примером работоспособности и настойчивости в достижении поставленных целей. Коллеги отмечают ее высокий профессионализм и строгость, правда при этом обязательно добавляют, что Валентина Алексеевна – справедливый человек. И если даже делает кому-то замечание, то обязательно за дело.

В людях ценит честность и целеустремленность. Награждена грамотой Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (1999 г.), благодарственным письмом Министерства образования и науки Ростовской области (2010 г.).

Она родилась 9 ноября 1955 года в селе Титовка Миллеровского района Ростовской области. Семья была обычной, рабочей. Со своими традициями, уважительным отношением друг к другу. «У папы с мамой я была единственным ребенком, - вспоминает Валентина Алексеевна, - так что все внимание и родительское тепло было отдано мне».

Училась хорошо. В числе лучших окончила сначала Титовскую восьмилетнюю школу, потом Азовское педагогическое училище, Таганрогский государственный педагогический институт. К знаниям тянулась. И то, что не утратила этой тяги по сей день, считает большой заслугой родителей. Ведь это они смогли зажечь в душе дочери огонек познания. И он горит до сих пор, освещая ее жизненный путь.

Мечтала ли стать учителем? Утверждает, что с юных лет.  «Мне хотелось   работать в школе, учить детей, - вспоминает Валентина Алексеевна. – Это как первая любовь – однажды и на всю жизнь. Первый учитель. Первая книга. Первая оценка… Столько лет прошло, а все помню. Наверное, это важно для меня. Узелки на память. Из них и состоит вся наша жизнь».

Главными вдохновителями выбора педагогической профессии стали для Валентины родной брат отца и его супруга. Оба работали в школе учителями. Решение девушки поддержали безоговорочно: «Правильный выбор. На учительской профессии весь мир держится. И у космонавтов были учителя, и маршалов, и у первых лиц государства».

Педагогическая карьера Лут складывалась удачно. Валентина Алексеевна на редкость быстро научилась находить подход к детям, легко улавливала их настроения. Но главное – чутко реагировала на передовой опыт учителей-новаторов, стремясь применять их методики в своей работе. И это хорошо сказывалось на результатах. Успеваемость в ее классах росла. Лут хвалили, поощряли, ставили в пример.

Советскую систему образования Валентина Алексеевна до сих пор считает лучшей в мире. А потому к идущей в России реформе относится критично. И все же, видя присущие новой системе образования недостатки, отмечает и ее сильные стороны. Одна из них – большая доступность учебы в престижных вузах страны для выпускников школ из российской глубинки. Это, по ее мнению, несомненный плюс.

Тем не менее есть вещи, которые ее тревожат. Как директор школы, она отмечает, что приток новых педагогических кадров в систему начального и среднего образования с каждым годом слабеет. Средний возраст учителей в МОУ СОШ №8 - 48 лет.  Педагогический коллектив школы стареет. Уже скоро несколько учителей могут уйти на пенсию. Кто их заменит – большой вопрос. За последние два года работать в школу пришли только два молодых педагога. И больше желающих не было.

«В обществе бытует мнение, что настоящих профессионалов в образовании становится меньше, - делится наболевшим Валентина Алексеевна. -  И основания для этого есть. Молодежь не хочет идти работать в школу. Специализированные педагогические вузы в России сократили, а те, что создали – кадровую проблему школ решить не могут. Может быть, потому, что в нынешних федеральных университетах готовят специалистов-теоретиков, а нам нужны практики. Те, кто любит детей и готов не только грызть гранит науки, но и делиться своими знаниями с другими».

Лут задумывается. Много все-таки болевых точек у современного школьного образования. А что создало их? Неудачные решения? Ошибки в концепции реформы? Вопросы, вопросы, вопросы… Впрочем, углубляться в тему Валентина Алексеевна не стала. Разговор вновь заходит о ней самой.

Интересуюсь, часто ли у Лут случались неудачи? Отрицательно качает головой: «Я, наверное, счастливый человек, но неудач в работе у меня не было. Может быть, потому, что по натуре я очень настырный человек, особенно в достижении поставленной цели.  Решаю все вопросы без ущерба для других людей. К тому же на критику никогда не обижаюсь. Меня лучше ругать, чем хвалить. Когда меня хвалят – я расслабляюсь, когда ругают - берусь за ум».

Единственное, о чем Валентина Алексеевна жалеет, так это о недостатке времени, которое уделяет семье.Не всегда она успевает быть великолепной хозяйкой, готовить близким обеды и ужины, наводить порядок в квартире. Но семья относится к этому с пониманием.  И уже научилась справляться с домашними заботами без нее. Спасибо близким за это.

В заключение беседы интересуюсь в чем главное достижение Валентины Алексеевны на сегодняшний день? «В том, что я стала хорошим учителем и научилась любить людей, - отвечает. – А еще осознала мудрую мысль, которую народ заключил в поговорку: «Посеешь характер - пожнешь судьбу». Это моя формула успеха. Ведь можно долго полагаться на судьбу, не предпринимая ничего, чтобы стать лучше и образованнее. А можно постоянно ставить перед собой большие цели и добиваться их достижения. Наша жизнь зависит от нас самих. Слава Богу, что я это вовремя поняла».

Александр Агафонов