+7(863)296-0-111

Левченко Мария Петровна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей № 103 имени Сергея Козлова»
Должность: Директор

Мария Петровна Левченко директором лицея стала совсем недавно, в августе 2017 г., можно сказать – молодой руководитель. В семье Марии Петровны все руководители. И это было впитано ею, наверное, с раннего детства: педагогическая атмосфера, какие-то лидерские качества, приоритеты, цели, устремления… Всё это старательно взращивалось и направлялось родителями в нужное русло, и в конечном итоге, благодаря всем трудам, дало свои положительные плоды. Мария Петровна достигла того, о чём мечтала.

Родилась она 20 сентября 1981 года в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области, в семье педагогов. «У меня папа, Пётр Иванович Пискунов, – директор Каменского педагогического колледжа, – неторопливо и обстоятельно рассказывает она. – Мама, Маргарита Юрьевна Пискунова, как и папа, – педагог, директор школы-интерната глухих детей, бабушка всю жизнь проработала учительницей, вторая бабушка – тоже. Можно сказать – учительская династия». Сама она по диплому – учитель английского и немецкого языков, преподаватель зарубежной литературы. Окончила факультет романо-германской филологии РГУ (сейчас – ЮФУ). Всегда интересовалась языками, часто бывала за границей, участвовала в государственных программах по обмену школьниками, студентами. «Принимали американскую сторону здесь, в России, и сами ездили в Америку, в Германии были, – вспоминает Мария Петровна. – Свобода общения на иностранном языке… она всегда привлекала и мне это легко давалась». Навсегда запомнились молодой красивой россиянке яркие рекламные красоты заграничной жизни, но у неё ни разу не возникало желания остаться жить за границей. «Слишком разный менталитет, разные взгляды на одни и те же вещи… – признаётся она. – Туда, конечно, интересно поехать, посмотреть достопримечательности, походить по историческим местам, по музеям, с людьми пообщаться, посмотреть их быт, чем они живут. А остаться – нет! Мне было бы очень сложно там».

Желание самой стать учительницей проявились у маленькой Марии очень рано. И, конечно же, под влиянием родителей и бабушек. В детстве, когда ей было 9 – 10 лет, она очень любила играть в школу. Родители купили дочери игрушечную классную доску, разноцветные мелки. Девочка рассаживала их: дедушку, бабушку, родителей как будто в классе и на какое-то время «становилась» учительницей – преподавала им русский язык. Он ей почему-то нравился тогда. Любила проверять тетрадки своих взрослых учеников, – они что-то там писали, подыгрывая ей. Любила ставить оценки в дневники... Было, конечно же, весело и забавно. Особенно взрослым.

На всю жизнь запомнилась первая учительница, Татьяна Викторовна Письменская. «Образ её хорошо помню, и даже – тембр голоса, – делится воспоминаниями Мария Петровна. – Очень спокойная, рассудительная, во всё вникающая женщина… Она была ещё достаточно молодой, но у неё была какая-то особенная интеллигентность, аристократичность. И ещё – очень приятная внешне, почему-то хотелось на неё всё время смотреть…» Это был пример для подражания маленькой Марии.

Она всегда была очень активная и принимала участие во всех мероприятиях, в каких только можно: в школе они ставили концерты, проводили многочисленные школьные вечера. Тогда было очень модно движение скаутов, и школа заключила договор с городом Дортмундом, Германия – это город-побратим Каменск-Шахтинского. В школу приезжали ребята из Дортмунда, каменские школьники в свою очередь ездили к ним в Германию. Скаутское движение было лидерское. Дети ходили в походы с палатками, изучали специальную литературу. Потом были сборы юных лидеров в Ростове: участников возили на встречи. Были правовые сборы, на которые съезжались школьные активисты со всей области, обсуждали политические вопросы: к примеру, отмену смертной казни в стране… исследовали другие актуальные проблемы. Ездили в Москву на ассоциацию юных лидеров. Жизнь была очень весёлая и насыщенная: школьники всё успевали делать, спортом успевали заниматься и на всё времени хватало. Мария занималась баскетболом, часто ездила на соревнования. Параллельно, с красным дипломом, окончила музыкальную школу.

Общеобразовательную школу она тоже окончила с золотой медалью, поступила в Ростовский государственный университет. Когда началась педагогическая практика, Марию всё это сильно увлекло, ей нравились школьные уроки… По сути, – сам урок, его процесс и все связанные с ним детали. Молодой учительнице нравилось находить контакт с детьми, видеть их понимание, что педагог, то есть именно она, может чему-то научить, по крайней мере, – привить желание изучать иностранный язык. Это многого стоит. Она очень любит свою профессию. Всегда с огромным удовольствием ходила на уроки. Мария Петровна и сейчас, будучи директором, ведёт часы. Правда, взяла себе немного – два шестых класса, преподаёт английский язык. Чтобы не потерять языковые навыки преподавания, чтобы не прервалась эта связь с детьми и чтобы, наконец, не уйти с головой в административную работу. «Иногда нужно приземляться с высот руководящей должности, – пошутила Мария Петровна. – Разговаривать с детьми, понимать, чем они живут, что вообще происходит в школе и вокруг меня».

Учась на третьем курсе университета, Мария Петровна познакомилась со своим будущим мужем, ростовчанином, после четвёртого курса, летом у них была свадьба, через два года родился первый сын. Муж тоже студент, учился в РИИЖТе (ныне – РГУПС). Сейчас работает главным инженером-энергетиком в Консультационном медицинском центре на Пушкинской. Зовут его Алексей Игоревич Левченко, сыновья – Ярослав (13 лет) и Филипп (5 лет). Ещё один член семьи – породистый персидский кот рыжего окраса по кличке Симба, которого хозяйка очень любит. Как она пошутила: «Четверо мужчин в семье!» Мария Петровна вообще любит животных, как, впрочем, почти все женщины.

Супруг не против того, что Мария Петровна очень много времени уделяет работе, общественной деятельности. На свою новую должность она шла совершенно осознанно, и без поддержки семьи это было бы невозможно. В семье царит полное взаимопонимание: Алексей вникает во все профессиональные проблемы жены, как протекает её работа в школе, помогает советами, Мария Петровна интересуется его вопросами. В то же время она чувствует, что находится за своим избранником – как за каменной стеной. А это главное.

После окончания РГУ Мария Петровна три года проработала в Ростовском педагогическом университете на кафедре иностранного языка: преподавала английский. Параллельно, по совместительству работала в лицее № 11 (Пролетарский район г. Ростова). После этого на год произошла перемена, – предложили работу в одной аудиторской фирме, там нужен был помощник-переводчик со знанием немецкого и английского языков. Начали работать с Германией. «Меня это поначалу увлекло, – признаётся Мария Петровна. – Это была другая зарплата, другие деньги, но всё-таки я не прижилась там… Мне было дискомфортно, не хватало чего-то и, видя все мои мытарства, размышления, мне предложили работу в 13-ом лицее, в Пролетарском районе. Я согласилась, и вот так я там и осталась на десять лет, преподавала английский. Готовила детей к экзаменам, в частности – ЕГЭ. Потом я и старшего сына, Ярослава, отдала в этот же лицей, он и сейчас там учится». Во время работы в этом учебном заведении она вступила в партию «Единая Россия», – по зову сердца и с желанием быть в ногу со временем. Признаётся, что считает себя патриотом своей страны. Хочет, чтобы Россия была стабильным, сильным и экономически развитым, успешным государством. Чтобы дети было всесторонне развиты и образованы, а их родители – материально обеспечены.

Затем, когда освободилось место директора лицея № 103, Марии Петровне предложили занять эту вакансию. Она, конечно, подумала, взвесила все «за» и «против»,  внимательно изучила это учебное заведение, выходила на сайт лицея. У многих её хороших знакомых в этом лицее учатся дети. Она пообщалась с ними, посоветовалась с родителями детей. К тому же сайт лицея № 103 просто шикарный, достаточно прочитать материалы этого Интернет-ресурса и сразу узнаешь всю школу. И Мария Петровна поняла, что хочет работать в этой школе, несмотря на то, что далеко от дома. Здесь очень работящий, дружный  и слаженный коллектив, они действительно, так сказать «выкладываются» по полной. Здесь очень хорошие традиции, сложившиеся за долгие годы. И сама атмосфера весьма располагающая, если пройти по коридорам – лицей напоминает прежнюю российскую среднюю школу, такую добротную, капитальную… Есть, конечно, здесь и свои проблемы, работы непочатый край – очень много вопросов, которые нужно решать.

Мария Петровна считает: «В нашей жизни нужно работать и идти вперёд. А как иначе? Только застынешь, всё – жизнь пройдёт мимо». На вопрос, как она относится к дальнейшему карьерному росту, Мария Петровна ответила, что в жизни нет предела совершенству. Как и у человека. Мы все чего-то хотим. Сама она хочет остаться в этой школе, потому что люди в неё поверили, люди её приняли, люди её ждут. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для коллектива несчастье не тогда, когда директор в школе, а тогда, когда его в школе нет.

Самое главное в жизни для неё – родители, дети. Мария Петровна никогда не боялась озвучивать своё сокровенное желание: «У меня два сына. Я хочу, чтобы сыновья мной гордились. Чтоб они не видели во мне просто маму, которая пришла с работы домой, приготовила кушать, позаботилась, поговорила и всё. Я хочу жить достойно, а для этого нужно много работать, нужно буквально «пахать», не покладая рук! Я хочу, чтобы дети учились на моём примере, на примере отца – моего супруга. Чтобы они понимали, чего стоит каждый кусок хлеба. Потому что когда с утра уезжаешь и ночью усталая возвращаешься с работы, и ещё вникаешь в дела учебные, воспитательные моменты дома, в глазах сыновей, думаю, это вызывает уважение. Для меня это важно». Мария Петровна ощущает себя очень счастливым человеком: у неё всё хорошо в семье, на работе. Есть подруги детства, с которыми дружит до сих пор. Поэтому, не устаёт повторять: «Хочешь быть счастливым – будь им!»

Мария Петровна продолжает заниматься спортом, но не так активно, как в школьные годы: ходит в тренажёрный зал, бассейн. Признаётся, что иногда нужно выплеснуть из себя всю негативную энергию, подзарядиться позитивной. И вообще – следить за здоровьем, иначе не будет никакой деятельности. Помимо всего Мария Петровна очень любит путешествовать. Во время отпуска обязательно куда-нибудь уезжает, и сыновей к этому приучает. Любит ездить на автомобиле, но только когда сама за рулём. Кстати – прекрасно водит машину. Считает, что очень удобно, когда приходится добираться до работы с противоположного конца города. Мобильность – весьма важный фактор в современных городских условиях. Очень любит читать книги, особенно полюбила исторический роман Ивана Ефремова «Таис Афинская». Перечитывала его пять раз. Главная героиня романа – ещё один пример для подражания молодого руководителя. Женщина – полностью себя реализовавшая, несмотря на все трудности и препятствия, достигшая жизненного успеха, не может не вызывать восхищения. Правда, последнее время не до художественной литературы: пока её заменяют всевозможные инструкции, положения, уставы и тому подобная профессиональная документация.

Планов на будущее у директора очень много. Образно говоря, она считает свою школу – маленьким государством, хочет внедрить какие-то элементы самоуправления, чтобы в правление лицея вошли и учащиеся, старшеклассники. Естественно, как «президент», она чувствует, что ответственна здесь за всё. Последнее время лицей № 103 становится экспериментальной площадкой для современных инновационных проектов во многих направлениях деятельности, начиная с электронных учебников, заканчивая одарёнными детьми. Выходит в лидеры. Думаю, что благодаря новому директору, его энергии и целеустремлённости, у коллектива всё получится!

 

Павел Малов,

член Союза писателей России