+7(863)296-0-111

Балина Лариса Валентиновна

Место работы: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Должность: Министр

«ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО  БЕРЕЧЬ  СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Лариса Валентиновна БАЛИНА – министр общего и профессионального образования Ростовской области. Отличается живостью ума, высокой ответственностью и работоспособностью. Ценит профессионализм и искренность. Считает труд учителя – самым важным на земле и твердо убеждена, что российское общество должно беречь своих учителей, как народное достояние.
Она стала министром общего и профессионального образования Ростовской области неожиданно для многих. За плечами - Песчанокопская средняя школа и учетно-экономический факультет Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Наверное, маловато для министра. Ведь обычно на такие должности назначают специалистов с ученой степенью, в деталях знающих образовательный процесс, попробовавших себя и в роли учителя-предметника, и руководителя педколлектива. Балина же все время занималась финансами. Сначала в налоговой инспекции, потом в федеральном казначействе по Ростовской области. Была главным бухгалтером крупного предприятия, возглавляла финансовый орган муниципального образования. Даже в областном министерстве образования, куда перешла работать, ее деятельность на должности заместителя министра была связана с финансами.  В общем, для педагогического  сообщества известие о назначении Ларисы Валентиновны министром прозвучало как гром среди ясного неба. Что от нее ждать? Сможет ли вчерашний финансист понять беды и чаяния учителей, оценить масштаб проблем образовательных учреждений и найти пути их решения?
Вскоре после назначения Балиной пришлось выступать на представительной педагогической конференции. Ее доклад оказался лаконичным и емким. Уже с первых минут собравшиеся в зале донские педагоги с удивлением обнаружили, что их новый министр прекрасно знает все болевые точки отрасли. Но что особенно важно, она уверенно отвечала на острые вопросы, обозначив пути решения проблем и уверив коллег в том, что готова отстаивать их интересы не только на областном, но и на федеральном уровне.
После той конференции в учительской среде Балину признали, заговорили о ней как о перспективном руководителе, который искренне готов повышать уровень донского образования, задавая ему самую высокую планку.
Когда Ларисе Валентиновне об этом говорят, она подтверждает, что цели ставит перед собой амбициозные. А значит, педагогическое образование и ученая степень ей бы пришлись кстати. Ведь нередко решает специфические вопросы, которые требуют активного погружения в тему, а это не всегда удается. Но она нашла выход: ежедневно изучает отраслевые руководящие документы и привлекает в помощники опытных специалистов. «И сегодня, - говорит Балина, - той компетенции, которой я обладаю, мне вполне достаточно для работы министром».
Общаясь с Ларисой Валентиновной, невольно отмечаешь ее обаяние. Открытое лицо, располагающая улыбка. Правда, есть какая-то грустинка во взгляде голубых лучистых глаз. Словно что-то тревожит ее, держит в напряжении. И хотя детали не увидеть в зеркале души, понимаешь: непросто в наше время работать министром образования. Груз проблем не скрыть за улыбкой и блеском глаз. Он постоянно давит, оставляя в душе след, как огненный хвост чебаркульского метеорита.
Но вот Лариса Валентиновна начинает рассказывать о своем детстве, и сразу чувствуешь, что  воспоминания ей приносят радость. Они легки и приятны, словно летний ветерок на исходе дня. Родилась в обычной семье. Отец – электрик, мать – главный бухгалтер. Но для нее их семья - самая лучшая. С хорошими традициями и историей, тесно переплетающейся с историей казачьего Дона.
«Школа у нас была сильная, - рассказывает Балина, - знания давала хорошие. И связано это было не только с предметной областью, но и с воспитательной, патриотической работой».
С юных лет она ходила в активистах. Участвовала везде, где могла. Любила походы, «Зарницы», конкурсы, встречи с интересными людьми. Ребята заметили эту активность и избрали Балину сначала председателем совета дружины, потом секретарем комсомольской организации школы. И она работала так, чтобы не подвести, оправдать доверие. «Я ведь очень ответственный человек, - смотрит в глаза. - Если что-то пообещала, то не успокоюсь, пока не сделаю. Такой уж меня воспитали».
Разговор незаметно переходит на преподавателей. Хорошо ли учили? Чем запомнились? Честно говоря, было интересно узнать, как соотносятся детские впечатления с мнением министра общего и профессионального образования.
«С учителями мне повезло, - говорит Лариса Валентиновна. – Они не только любили детей и свои предметы, но и старались развивать в нас тягу к творчеству. Например, учительница литературы Тамара Александровна Бойко приучила следить за литературными новинками, правильно выбирать и читать книги. В тот момент она была очень продвинутым педагогом. Посоветовала мне записаться в театральную студию. А я, скажу честно, посещала все кружки, которые у нас в селе работали. Начиная от музыкальной школы и заканчивая спортивными секциями. Наверное, это дало важные навыки коммуникации и развило организаторские способности».
И все же любимым предметом была не литература, а математика, которую будущему министру преподавала Надежда Викторовна Козликина. С ней, царицей наук, Ларисе Валентиновне и сегодня приходится шагать по жизни бок о бок.
Поступать в РИНХ Балиной посоветовала подруга матери, работавшая управляющей банком. Мол, бухгалтер без работы никогда не останется. Что ж, она была не против. Работа бухгалтера была ей интересна. Тем более, перед глазами стоял мамин пример, которая большую часть своей жизни связала с этой работой. И хотя мамы уже нет рядом, для Ларисы Валентиновны она по-прежнему главный авторитет.
Став министром, не изменила принципам, которые выработала еще в школе. Честность и справедливость в отношениях с людьми для Балиной и сегодня стоят на первом месте. Но, оценивая работу руководителей образовательных учреждений, она обращает теперь внимание и на уважительное отношение руководителей к коллегам.  Лариса Валентиновна убеждена, что если оно таково, то можно опираться на опыт и знания коллег. Единолично же ни министр, ни директор школы с обилием задач не справятся.
Сама Балина, как удалось выяснить у ее подчиненных, к коллегам лояльна. За ошибку может простить, памятуя, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. К тому же она искренне убеждена, что мотивировать людей на успех в образовательной сфере лучше пряником, чем кнутом. Потому что педагоги - очень восприимчивые люди. Они самодостаточны и профессиональны. И если для их труда созданы комфортные условия, отдача будет высокой.
Рабочий день у Ларисы Валентиновны нередко длится больше десяти часов. Но ее это не огорчает. Говорит, что только напряженная работа позволяет двигаться вперед и находить оригинальные решения проблем. Любой же застой – это откат назад, а успокоение грозит утратой профессионализма. Таково ее убеждение.
Что же касается огорчений – они тоже есть. Например, слишком много времени приходится тратить на отчеты. «У меня на столе, - рассказывает Балина, -  всегда много бумаг, которые надо вычитать, проанализировать, принять по ним решение. И у педагогов в образовательных учреждениях объем отчетности за последние пять лет увеличился. Им порой самообразованием заняться некогда, ко врачу при надобности сходить не успевают. А ведь учитель – это наше общественное достояние. Его надо любить и беречь».
Мечта Балиной – сократить количество отчетности. И она уверяет, что минобрнауки России этим уже занимается. Но пока получается как в сказке про головы Змея Горыныча: сокращаются одни формы отчетности, вместо них появляются другие. Такой вот замкнутый круг.
И все же Лариса Валентиновна – оптимист. Верит, что рано или поздно все наладится. Главное – поставить цель и определить пути ее достижения. И то, и другое министр Балина уже сделала.

 

Александр Агафонов.