Вторушина Ольга Михайловна
Путь в удивительный мир балета, как и вообще дорога в высокое искусство, никогда не бывает простым. Только самому артисту дано знать, сколько труда вложено в движения, кажущиеся со стороны простыми и лёгкими, но вместе с тем грациозными и изящными, сколько души вложено в танец, который вызывает восторг у зрителя. Обо всём этом мечтала маленькая Оля, которой суждено было стать прекрасной балериной.
Ольга Михайловна Вторушина выросла в интеллигентной творческой семье. Родители - высокообразованные люди прививали детям любовь к искусству и музыке. С детских лет Оля была знакома с классической музыкой, знала арии из опер и была наслышана о выдающейся балерине Г. Улановой.
Как многие девочки, Оля очень любила наряжаться и танцевать. Взрослых это забавляло, и вот однажды, когда она исполнила очередной свой танец, кто-то из присутствующих взрослых сказал: «Ну, ты будешь вторая Уланова!». На что Оля, не задумываясь, ответила: «Нет, я буду первая Вторушина!». Так оно и случилось, правда, немного позже, на Международном конкурсе в Варне.
Любила она не только танцы, но и театр. Девочка обладала богатым воображением и любила сочинять спектакли вместе со своими подружками. Как-то раз, когда спектакль получился особенно удачным и присутствующие зрители долго аплодировали, мальчишки помчались искать цветы и вскоре преподнесли их маленькой танцовщице. Это были первые цветы в жизни будущей балерины.
Вскоре после этого мама отвела Ольгу в музыкальную школу, где уже с успехом училась её старшая сестра. Но через некоторое время стало понятно, что заводной, непоседливой девочке больше подойдут танцы. При музыкальной школе имелся хореографический кружок, там и были сделаны первые шаги в большое искусство.
Когда Оле исполнилось девять лет, и пришло время поступать в хореографическое училище, сомнений не было (ныне Академия русского балета им. А .Я. Вагановой, основанная по указу императрицы Анны Иоановны в 1738 году и поныне считающаяся одной из лучших в мире). Академия воспитала выдающихся танцовщиков, признанных во всё м мире.
На последнем вступительном экзамене в хореографическое училище Оля так сильно волновалась, что это привлекло внимание одного из членов комиссии. Её подвели к столу, за которым сидели члены комиссии, и попросил улыбнуться.
От волнения она не сразу поняла, о чём её просят, а когда поняла, то с облегчением улыбнулась, и всё напряжение с неё спало. Этот маленький эпизод, сыгравший такую важную роль, остался в памяти на всю жизнь.
Так был успешно сдан первый экзамен в её жизни. Позже она узнала, кто попросил ее улыбнуться. Это был танцовщик Мариинского театра и чуткий человек - художественный руководитель училища Николай Павлович Ивановский. А эту ободряющую фразу: «Олечка, спасибо за улыбку» - она не раз слышала в дальнейшем от Николая Павловича, во время учебных концертов. Он очень высоко ценил выразительность танца, которой обладала Ольга Вторушина.
В вагановском училище у Ольги были лучшие педагоги и видные деятели не только отечественного, но и мирового уровня. А ее первым педагогом была Надежда Павловна Базарова, артистка балета и педагог, автор учебно-методических пособий "Азбука классического танца» и "Классический танец". Скрупулезная работа над теорией проверялась на практике в работе с ученицами. Надо ли говорить, сколь полезными были уроки Базаровой!
Другим педагогом, повлиявшим на судьбу Ольги, была солистка балета Мариинского театра Нина Алексеевна Железнова. Она поверила в талант своей ученицы и это дало Оле дополнительный толчок в творчестве, помогло до конца раскрыть свои возможности, чтобы оправдать доверие педагога. Благодаря Железновой судьба подарила Ольге партнёрство с выдающимся танцовщиком Михаилом Барышниковым. Правда, тогда он был просто Миша - очень способный и подающий большие надежды.
А судьба связала причудливые узелки следующим образом. Нина Железнова была партнершей Александра Ивановича Пушкина — педагога Михаила Барышникова. Сохранив дружеские отношения в педагогической деятельности, они решили, что эта пара (Вторушина и Барышников) может танцевать вместе на 3-м Международном конкурсе артистов балета в Варне. Мероприятия такого масштаба проводились впервые в мире, поэтому в нём стремились принять участи лучшие танцовщики, ставшие в последствии мировыми звёздами. Это Наталья Макарова, Наталья Бессмертнова, Михаил Лавровский, Лойпа Араухо и многие другие. В то время это был самый престижный смотр мировой балетной школы. О. Вторушина и М. Барышников в составе советской делегации должны были представлять младшую группу, которую возглавляла Галина Кирилова - педагог Большого театра.( Подготовка к конкурсу проходила в Большом театре. И молодые исполнители занимались в классе знаменитого педагога Асафа Мессерера.)
На конкурсе в Варне Вторушина и Барышников должны были исполнять фрагменты из трёх балетов: " Коппелия", "Пламя Парижа" и "Корсар". Три па-де-де в 18 лет, а именно столько было тогда юным исполнителям, это очень сложно. Жюри и зрители были в восторге от их исполнения. Газеты писали: "Им 36 на двоих, но они выдающиеся танцовщики!" По условиям конкурса победителям в младшей группе предназначались только дипломы. Но дирекция конкурса приняла решение наградить их медалями, такими же как и в старшей группе, т.к. их исполнение нисколько не уступало старшим, а в чем то даже превосходило.
После возвращения домой они получили известность, их часто стали приглашать в Москву для участия в торжественных концертах, проходивших в Кремлёвском дворце.
В Ленинграде они тоже участвовали в таких концертах, но им так и не удалось станцевать вместе ни одного спектакля. В Мариинском театре очень сильны были традиции, и, несмотря ни на какие заслуги, молодые артисты должны были пройти школу кордебалета. Но для Ольги этот путь оказался недолгим, помог случай. В первый год её работы в театре сложилась ситуация, когда одна из балерин отказалась танцевать спектакль "Дон-Кихот". Художественный руководитель балета К. М. Сергеев вызвал Ольгу к себе в кабинет и предложил за 4 дня подготовить партию Китри и выступить в спектакле. Конечно Ольга, мечтающая о большом спектакле, согласилась на эти сложнейшие условия и с блеском выдержала ещё один экзамен в своей жизни. Теперь этот спектакль прочно вошёл в её сценический репертуар.
Будучи ещё ученицей Вагановского училища, Вторушина уже участвовала в нескольких спектаклях Мариинского театра и исполняла сольные партии, которые до этого исполняли солистки театра. Особенно знаменательна одна из них. Однажды на урок Н.П.Базаровой пришёл артист Мариинского театра Ю.Я. Дружинин. Надежда Павловна попросила Олю станцевать с ним танец "Красной шапочки" из балета "Спящая красавица". Оля с лёгкостью исполнила этот танец, так как ранее танцевала его на сцене учебного театра. Спустя некоторое время она узнала, что будет исполнять эту партию в спектакле театра. Её радости не было предела. Она с таким вдохновением станцевала эту партию, что на следующем спектакле, когда она появилась на сцене, зрители встретили её бурными аплодисментами. За время учёбы у Оли уже появилось несколько сольных партий, которые потом также вошли в её репертуар. А после успешного выступления в балете "Дон-Кихот" Оля стала появляться и в других ведущих париях. Это Жизель в балете "Жизель", Шура Азарова в " Гусарской Балладе", Сильфида в балете "Сильфида" и др.
Каждый выход на сцену всегда был для Ольги Вторушиной праздником, который она дарила зрителям. Запах кулис, блеск софитов, взгляд сотен зрителей - всё это было для неё волшебством и придавало особую энергетику её танцу. Есть две стороны жизни артиста. Одна из них, невидимая зрителю, это постоянные репетиции, требующие терпения, выдержки, настойчивости. Другая - это выход на сцену, блеск мастерства, таланта и красоты. Воспоминания об этом остаются в сердцах зрителей.
Ольга Михайловна Вторушина проработала в Мариинском театре 23 года и получила любовь зрителей и официальное признание - звание Заслуженной артистки РСФСР. С полной отдачей она исполняла как ведущие, так и сольные партии. Зрители любили её и высоко ценили её исполнительское мастерство. Однажды увидев её на сцене, зрители запоминали её навсегда и даже спустя годы вспоминали её исполнение.
Вторушина с большой теплотой и благодарностью вспоминает работу и общение с выдающимися мастерами балетного искусства. Это ученицы А. Я. Вагановой - Дудинская, Вечеслова, Балабина, Шелест Железнова и др. И даже из уст великой Галина Улановой она услышала после выпускного спектакля Академии лестные слова: «Я вижу перед собой артистов, а не учеников».
Когда К. М. Сергеев возглавил Академию русского балета, он предложил Ольге Михайловне поработать педагогом классического танца. После некоторого колебания она согласилась. Так начался новый период в ее творческой жизни.
Вторушина является приверженцем русской классической школы балета, в которой предпочтение отдавалось содержательности и выразительности, а не технической стороне танца. По мнению Ольги Михайловны, в настоящее время многие школы балета увлекаются именно технической стороной танца, что, на её взгляд, обедняет искусство балета и делает его более похожим на спорт. Ольга Михайловна в работе со своими ученицами старается добиться осмысления каждого движения, придать ему выразительность, при этом развивая и технические возможности своих учениц. Недаром говорят, что танец - это скрытый язык души. Именно этого принципа придерживается Ольга Михайловна в нынешней своей работе.
Однажды, в одной из многочисленных гастрольных поездок, партнёром изящной, миниатюрной, грациозной Ольги Вторушиной оказался Равиль Багаутдинов. Высокий, стройный, артистичный - он был первым исполнителем роли Пушкина в постановке одноименного балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Они оказались гармоничной парой, и вскоре этот творческий дуэт перерос в семейный. Итогом этого союза стала одаренная дочь Ильмира, которая пошла по стопам родителей и стала балериной Мариинского театра.
Закончив свою сценическую деятельность, Вторушина и Багаутдинов оказались востребованными как педагогами. Они переносили классические балетные спектакли на разные мировые сцены, давали мастер-классы и преподавали во многих странах мира: Италия, Испания, Греция, Македония, Япония и Корея. В Бразилии ими была создана школа русского балета.
В 2012 году, вернувшись из очередной поездки, Вторушина и Багаутдинов встретились со друзьями, предложившими им познакомиться с молодым ростовским балетом. В Ростове-на-Дону они были необыкновенно тепло приняты художественным руководителем-директором театра Вячеславом Митрофановичем Кущевым. Перед его обаянием, творческой заинтересованностью трудно было устоять, и они согласились поработать под его руководством
"Ещё ни в одном коллективе, кроме Мариинского театра, мы не работали столь долгий срок", - смеётся Ольга Михайловна. Ростовский Государственный музыкальный театр имеет большой репертуар, постоянно пополняет его и развивает гастрольную деятельность не только по стране, но и за рубежом. Во время гастролей в Москве на исторической сцене Большого театра солистка балета Мари Ито, ученица Ольги Михайловны, получила высокую оценку взыскательных московских критиков. Она исполняла партию Эсмеральды в одноименном балете в постановке Бурмейстера. Критиками было отмечено не только мастерство и лёгкость танца Мари Ито, но и самое главное - глубокое проникновение в образ, выразительность и эмоциональность, которые развила в ней Ольга Михайловна и которые буквально потрясли зрителей.
Ольга Михайловна Вторушина - балерина и педагог, талантливый, не равнодушный человек, отдающий всю себя любимому делу,- внесла значительный вклад в культурную жизнь Ростова- на- Дону и, в частности, в творческую жизнь Ростовского музыкального театра, развивая и продолжая лучшие традиции русского балета.
А. Окунев
Редакция 2020 года