+7(928)296-0-111

Шаповалова Анна Ивановна

Место работы: Ростовский государственный музыкальный театр
Должность:

Солистка Ростовского государственного музыкального театра, сопрано. Лауреат всероссийского и международного конкурсов. Лауреат специальной премии Международного вокального конкурса «OPERALIA 2019». Победитель телепроекта «Большая опера-2019».

Путь на большую сцену у Анны Шаповаловой начался из донского села Кагальник Азовского района. Ни к музыке, ни к искусству ее семья не имела никакого отношения. Родители — простые трудовые люди, занимались небольшим предпринимательством, и ничем особенным не выделялись среди односельчан. Обычное подсобное хозяйство: огород, небольшой сад, куры в загончике. И ровные сельские будни, где мало запоминающихся событий.

Отец Ани очень любил музыку, причем не только эстраду, но и классику. Когда по каналу «Культура» показывали концерты, их слушала вся семья. Родители заметили, что Аня с удовольствием поет, и папа решил отдать дочку в музыкальную школу, которая действовала в селе. Так, в 11 лет, Аня сделала свой первый шажок в мир большого искусства.

- Я буквально поселилась в музыкальной школе, порой даже в ущерб основной. Там уроки делала наспех, порой поздним вечером, потому что настоящее удовольствие получала от музыки. Развивалась я в этом направлении очень быстро, все шло как-то само, - говорит Анна Шаповалова. 

Педагоги сразу определили у девочки прекрасные вокальные данные. Вскоре она стала солисткой хора. Ансамбль выступал на различных конкурсах, начались первые победы. И хотя Ане Шаповаловой предрекали большое музыкальное будущее, становиться профессиональной певицей она в то время не собиралась. Яркая сцена, красивые наряды, зрители, овации — все это казалось недостижимой сказкой. Однако именно отец проявил упорство и настоял, чтобы Аня продолжила учебу в музыкальном колледже.

- В детстве я хотела быть врачом-педиатром, а когда надо было выбирать, куда идти, собиралась, как и все, — на менеджера или экономиста. Но папа сказал: менеджеров и экономистов сейчас много, давай попробуешь продолжить музыкальное образование. Для женщины — это интересная и благородная профессия. Тем более что мне было куда вернуться — в нашей музыкальной школе меня уже ждали.

Так оно и вышло: уже на третьем курсе колледжа 17-летняя Анна Шаповалова вернулась в качестве педагога в ту же музыкальную школу села Кагальник, из стен которой вышла. И здесь ей казалось, что судьба определена: учить детей очень нравилось девушке. Зачем искать где-то счастье, если вот оно — совсем рядом?

Но, как видно, на небесах для Анны расписали совершенно другую роль. И вершителем судьбы в очередной раз стала преподаватель Ростовской консерватории, которая на выпускных экзаменах в колледже отметила глубокий насыщенный голос Шаповаловой. Она поговорила с начинающим педагогом, и предложила поступить в консерваторию. Анна не планировала так круто менять жизнь, ведь ее ждала школа в родном селе. Однако веским аргументом было то, что от высшего образования зависела категория преподавателя, а, следовательно, и зарплата в школе.

- Поступила я легко, учиться мне нравилось, - рассказывает Анна Шаповалова. - Трудность заключалась в другом: я жила и работала в своей сельской школе. И одновременно училась в Ростове. Вставала рано утром, ехала на пары, потом спешила обратно в Кагальник — на уроки в школу, а вечером снова могла поехать в Ростов, если были занятия в консерватории. Так продолжалось пять лет. Каждый день несколько часов проводила в дороге, подумать, сколько времени потеряно напрасно. Но я была счастлива: сама была педагогом со своими учениками в школе, и одновременно ученицей с педагогами в консерватории. Удовлетворение от жизни было полным. И тогда мне казалось, что мое призвание - быть учителем.

Но опять судьба распорядилась иначе. После окончания консерватории в 2014 году Анну Шаповалову пригласили в Ростовский государственный музыкальный театр на прослушивания и сразу взяли на роль Татьяны Лариной. Опять все вышло само собой.

Это была первая профессиональная роль в театре. Потом последовали другие: Мими («Богема» Дж. Пуччини), Агафья Тихоновна («Женитьба» М. Мусоргский – М. Ипполитов-Иванов), Жанна д`Арк («Жанна д`Арк» Д. Верди), Эмма («Хованщина» М. Мусоргского). Каждая партия давалась по своему. Одна из самых сложных партий -  Жанна д`Арк: «Роль очень сложная, она меня буквально выворачивает наизнанку» - признается певица.

Все большие события, как признается Анна Шаповалова, в ее жизни происходят как-то сами собой. То же самое вышло и с очередным успехом — участие в популярном телепроекте «Большая опера» и победа в шестом сезоне — под занавес 2019 года. Яркая, харизматичная, невероятно открытая и доброжелательная оперная певица из Ростовского музыкального театра с самого начала завоевала симпатии жюри и зрителей.

- Я увидела по «Культуре» анонс с приглашением на прослушивание. Отправила видео, прошла первый отбор. Пригласили в Москву на живые прослушивания. Помню, что очень волновалась: конкурс был назначен на 7 число, а 6-го у меня был спектакль в Ростовском театре. Жанна д`Арк Верди — сложнейшая роль, после которой я уснуть обычно не могу, а тут мне надо ночью лететь в Москву, чтобы утром выступать перед жюри!

Пока слушала других участников, сильно переживала. Дмитрий Александрович Бертман дотошно опрашивал каждого: понимает ли человек, о чем он поет? Какие эмоции он должен сыграть? Что чувствует здесь его герой? У меня от волнения тряслось всё, я не помню, как вышла на сцену, как спела. Но по окончанию Дмитрий Александрович сказал, обращаясь ко всем членам жюри: «Ну, тут все понятно, у кого-то есть вопросы?» Вопросов ни у кого не было. Меня взяли в проект.

Дальше -  что называется, колесо закрутилось. На конкурсе было сложно физически — в десять утра начинались репетиция или съемка, и заканчивалось все глубоким вечером. На протяжении двух месяцев участники «Большой оперы» демонстрировали свои оперные таланты. В проекте они представляли не только Россию, но и Беларусь, Польшу, Казахстан, Германию и Австрию. Мощная поддержка зрителей наверняка ощущалась и на большом расстоянии. За Аню Шаповалову на этом конкурсе болели весь Ростов и Ростовская область. Но особенно неистово — ее родное село Кагальник и весь Музыкальный театр.

Компетентное жюри, в состав которого вошли Дмитрий Бертман, Аксель Эйверарт, Джанкарло дель Монако и многие другие. Эксперты с международным именем высоко оценило гибкое, блестящее сопрано ростовской артистки, а также ее харизму и умение уверенно держаться на сцене во время выступлений. Победительница «Большой оперы-2019» получила в награду статуэтку с изображением крыльев и выгодное предложение о сотрудничестве.

- Победа стала полной неожиданностью. Принимала поздравления, как в тумане. Но вы знаете, все волнения и страхи — они всегда были только до выступления или после него. Когда я уже на сцене, уже пою — нет никакой неуверенности, я — настоящая, я полностью растворяюсь в музыке.

Статуэтку, что вручили ей за победу в телепроекте, Анна отвезла домой и вручила ее родителям: «Все мои достижения — это их полная заслуга. Они столько в меня вкладывали, им я очень благодарна», - говорит певица.

- Конечно, после «Большой оперы» жизнь разделилась на «до» и «после». Победа в финале — это грандиозное событие. «Большая опера» — это такой трамплин, который мне помог поверить в себя. Из отзывов, советов жюри я вынесла столько ценного! Теперь, выходя на сцену, я буду совсем другой. Не могу пока объяснить конкретнее, но точно знаю, что теперь буду по-другому подходить к себе, как к творческой личности, и к произведениям, которые исполняю, - считает Анна Шаповалова.

После победы в «Большой опере» к Анне пришла всероссийская известность. Она дала множество интервью, где рассказала о себе, о своих взглядах на искусство и жизнь. Из этих высказываний формируется психологический портрет замечательной оперной певицы.

- Я изменилась внутренне, стала сильнее. Получила очень ценный опыт — теперь я знаю, как вести себя в стрессовых ситуациях, знаю, что могу собраться и выступить при любых практически условиях...

- Настраиваюсь я всегда дома. И перед спектаклями, и на конкурсе. Потому что, как только ты переступаешь порог театра, тебе уже некогда думать о таких вещах.  Могу прочесть молитву. Но амулетов не ношу. У меня всегда есть момент переключения. Сначала очень страшно, а когда уже вышла на сцену, то все — страха нет, есть желание спеть так, как будто я делаю это в последний раз...

- Что касается будущего, то театр «Геликон-опера» предложил мне сотрудничество, мы определили партии, которые я должна выучить, и примерный график выступлений. Пока я в Ростове, но также бывают выступления в Венгерской национальной опере — там я приглашенная солистка...

- Если говорить о личной жизни, я не замужем, детей нет. Мы с молодым человеком встречаемся уже семь лет. Познакомились на свадьбе моей подруги. Он не музыкант, но всегда поддерживает. Нам просто некогда пожениться. Не один раз мы собирались расписаться, но постоянно что-то происходит — то приглашения, то выступления. Уже жду не дождусь, когда пройдет эта горячая пора и мы наконец-то дойдем до загса...

- Мария Каллас говорила, что музыка — не самая важная вещь в жизни. Самая важная — общение. Оно делает человеческие трудности терпимыми. А еще она говорила, что важнее, чем любой артистический триумф, — любовь. Я с ней совершенно согласна. Выбирая между славой в одиночестве и обычной жизнью в окружении близких людей, я всегда выберу второе!

 

Александр Оленев.